<
«Основа проблем индивида не в том, что ему чего-то не хватает, а в том, что у него есть что-то лишнее». Странник.
Фиксированная идея – сверхценная идея.
«фиксированная идея – это застывшее представление (решение, мнение, суждение, мысль, идея, принцип, верование, оценка, постулат, стремление, потребность, отношение к чему-либо и т.п.), которое было вынесено (принято) в конкретной ситуации (в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных обстоятельствах, по конкретному поводу), но было оторвано от этой ситуации и используется повсюду без какой-либо проверки. Это мысль, которая взята как вечная, абсолютная истина, которая никогда не пересматривается, и, как правило, не осознается. Это нелогичность, на которой основано логическое построение. Фиксированные идеи это особая область прояснения. Идеи не материальны. Это мысль. Это не ощущения, не события, не люди и не вещи. Мысли невидимы и неощутимы. В них нет ничего осязаемого, что мы могли бы взять и рассмотреть. Поэтому они часто трудноуловимы. Во всех последствиях фиксированной идеи: ощущениях, реакциях, переживаниях, и тому подобное, может быть что-то материальное. Но сама идея оказывается совершенно неосязаемой». Ф.Фанч.
Описать такое явление, как «фиксированная идея» чрезвычайно сложно. Любое описание фиксированной идеи, будет неполным, как неполным является любое описание многогранного и в то же время привычного явления. Человек, который никогда не видел моря, а только слышал рассказы о нем и видел его изображения на картинах, увидев море в первый раз, испытывает шок. Так как ни один самый полный и достоверный источник информации, не может заменить человеку всю полноту его собственных восприятий.
Так же обстоит дело и с восприятием фиксированных идей. Однажды обнаружив в своем пространстве фиксированную идею, человек уже никогда и ни с чем ее не спутает. После первой «удачной находки», последует вторая, третья… Затем, наработав небольшой навык, человек начнет обнаруживать в своем пространстве фиксированные идеи пачками. Они будут касаться самых различных областей бытия. Вначале их будет так много, как деревьев в лесу и будет казаться, что несть им числа. Но через какое-то время (у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже) окажется, что за ними нужно охотиться и буквально «выковыривать» из самых темных уголков своего пространства.
Фиксированные идеи так же обычны и естественны для мира, в котором живет человек, как и море, и солнце, и трава. Только они не материальны и оформлены в обычные фразы, которыми человек постоянно пользуется в жизни.
Разница между фиксированной идеей и обычными идеями только в одном – обычные идеи человек думает произвольно, а фиксированные идеи сами «думают» человека. Фиксированные идеи можно сравнить с пальцами кукольника, к которым прикреплены нити, на которых болтается человечек. Любое движение пальца кукольника натягивает нить, и человечек начинает двигаться. Его движения непроизвольные и неосознанные. Он двигается, потому что не может не двигаться. Например: если нить натягивается и опускает веки у человечка, то он засыпает. Тот же самый эффект наблюдается в жизни, если активизировалась фиксированная идея «утром надо спать» — человек испытывает сонливость и начинает засыпать, даже если на дворе солнце и он только что проснулся бодрым и веселым после крепкого здорового сна.
Для большей полноты картины остается представить, что самого кукольника нет, а перебирает пальцами и управляет нитями, к которым привязан человечек, одна его рука.
Фиксированные идеи живут своей самостоятельной жизнью и управляют действиями человека. Они не являются продуктом ума человека, они управляют его умом и существуют обособленно, как в самом уме, так и отдельно от него. Как правило, фиксированные идеи создаются на более высоких уровнях осознания старшими индивидуальностями, «потомком» которых и является человек. Вначале, на уровне осознания создавшей их индивидуальности, будущие фиксированные идеи ведут себя очень скромно и полностью контролируются индивидуальностью. (Старшая индивидуальность в данном случае играет роль кукольника, который по своему усмотрению управляет пальцами на своей руке). То есть, индивидуальность применяет будущие фиксированные идеи по своему усмотрению, осознанно, именно в тех ситуациях, когда это оправдано и необходимо.
Например, вернувшись после ночной вылазки в лагерь врага, усталый солдат решает вначале привести в порядок оружие (почистить ружье и поточить саблю), поговорить с друзьями, а после обеда лечь спать. Однако полуденный зной и мухи не позволяют ему полноценно отдохнуть. Хмурый и не выспавшийся, он уходит на ночное задание. Так как он не в «лучшей форме», то не так внимателен и чуть не наступает на мину. Вернувшись, он теперь решает лечь спать с утра пораньше, пока нет жары, и ничто не мешает ему восстановить силы до следующего ночного рейда по тылам врага, а остальные дела сделать после того, как проснется. Его решение абсолютно оправдано, так как к вечеру ему нужно «быть в форме» и самым лучшим лекарством от усталости в данном случае является сон. Солдат расставил для себя приоритеты, и справедливо решил, что от его физического состояния зависит его жизнь в условиях боевых действий. Решение о том, что нужно ложиться спать утром, откладывается в копилку его опыта в качестве ценной информации и нового стабильного данного.
Солдату не удается уцелеть на войне. Его индивидуальность в момент гибели фрагментируется и возвращается в игру уже в «урезанном» варианте. Индивидуальность человека, являющегося «прямым потомком» солдата, меньше, чем индивидуальность солдата и менее осознающая. Солдат так и не успел пересмотреть идею о том, что нужно спать по утрам. Поэтому она, в качестве ценного жизненного опыта, «зависает» в пространстве индивидуальности солдата, а затем в качестве важности переносится в пространство младшей индивидуальности. Новая индивидуальность, сформированная на остатках индивидуальности солдата, (младшая индивидуальность) уже не может пересмотреть эту идею, так как имеет более низкий уровень осознания, чем уровень, на котором эта идея была создана. Поэтому идея о том, что «нужно спать по утрам» оказывается более «осознанной», чем человек, носитель младшей индивидуальности. На правах «старшего» идея начинает руководить человеком и его пространством, периодически заставляя его спать по утрам. (От кукольника осталась рука, а сам кукольник превратился в куклу, которой теперь играет его рука).
Человек, оказавшись во власти фиксированной идеи, не понимает, что начинает совершать навязанные идеей действия. Он не «видит» идею и не представляет, что в какие-то моменты его жизни его поступки становятся неосознанными и «запрограммированными».
Исходя из этого утверждения, человек, вместо того, чтобы увидеть абсурдность своих действий, начинает их обосновывать. Как правило, обоснования еще больше запутывают человека и «утяжеляют, ужесточают» идею. В нашем примере, для того, чтобы обосновать причину своего утреннего сонливого состояния, человек обращается к гороскопам и «выявляет» закономерность между положением луны, юпитера и своим сонливым состоянием; или он решает, что вчера переел огурцов, и устанавливает взаимосвязь между количеством съеденных на ночь огурцов и утренней сонливостью.
Различных «или…» может быть огромное количество, и все они … будут ложными логическими конструкциями, которые, в свою очередь, становятся основой для компульсивных, порой неадекватных и неоправданных действий и поступков.
Все эти логические конструкции являются «шлейфом» фиксированной идеи. Они «тянутся» за ней, как хвост кометы, сбивают с толку и часто мешают «увидеть» саму идею, хотя она никуда не прячется и ее легко вычислить, если не искать «высший» смысл в собственных компульсивных действиях. Компульсивные действия и есть реальное воплощение фиксированной идеи в жизнь. Эти неосознанные действия являются наглядной иллюстрацией смысла, заложенного в фиксированной идее.
Так, в нашем примере, человек засыпает по утрам, хотя должен быть бодр и активен. Вычисление допустимого количества огурцов, употребляемых им за ужином при критическом положении Юпитера, бросающего тень на поверхность Луны, никак не приблизит его к разгадке феномена утреннего сна. А правильное формулирование фиксированной идеи (в нашем случае «утром надо спать») позволит совершить чудо и за одно мгновение избавит человека от потребности в неоправданном сне.
Чудо объясняется тем, что человек совершает компульсивные действия только до тех пор, пока не осознает фиксированную идею. Как только ему удается ее сформулировать и осознать, идея теряет свою власть над человеком и становится одной из идей, которыми по мере необходимости оперирует его ум. То есть человек возвращает себе способность произвольно действовать в той сфере бытия, на которую распространялось действие фиксированной идеи.
Конечно, фокус мгновенного избавления от навязчивых состояний удается не всегда, иногда среди фиксированных идей попадаются «твердые орешки», которые могут, для их устранения, потребовать значительных затрат времени. Однако, если фиксированная идея обнаружена, остальное уже дело техники и упорства. Так как если человек захочет рассмотреть фиксированную идею шансов «остаться в живых» у нее нет.
К сожалению, человек, как правило, не в состоянии сразу «увидеть» фиксированную идею. Он настолько привыкает к ней, что не может себе представить без нее свое бытие. Так человек, который спит по утрам, считает это естественным и разумным действом. Он так же считает, что многие люди (если не все) хотят по утрам спать.
Человек не представляет, как будет складываться его жизнь, если фиксированная идея перестанет ограничивать его пространство. В лучшем случае он может представить позицию отрицания этой идеи. (Это одна из самых распространенных ошибок восприятия, тормозящая процесс расфиксирования.) В нашем примере если попросить человека, находящегося во власти идеи «утрам надо спать», представить себе, что будет, если он расфиксирует эту идею, то в начале он задумается, а потом растеряно спросит:
«А что, по утрам спать не надо?»
Обратите внимание на этот вопрос, так как вопрос, заданный в такой формулировке («а что… не надо?») является индикатором того, что человек увидел фиксированную идею, которая не хочет «сдаваться без боя» и требует дополнительного прояснения. Затем человек начнет приводить веские аргументы, почему утром надо спать и перечислит все положительные стороны спанья по утрам и отрицательные стороны не спанья по утрам. Обосновав таким образом идею, и убедив себя очередной раз в ее очевидности, он начнет возмущаться, как кто-то посмел усомниться в таком бесспорном и естественном порядке вещей. Немного успокоившись, и осознав, что ему предлагают не действовать от противного, а рассматривать фиксацию, он начнет осторожно ее прояснять. Увидев же, что идея задает всего лишь один из множества возможных вариантов развития событий, человек с удивленно-растроенным видом начнет выгружать последствия следования фиксированной идее. В нашем примере: человек обнаружит, что утром можно не только спать, но и заниматься самыми разными делами. По мере того, как «сила» идеи будет ослабевать, начнут исчезать ограничения восприятия, которые задавались идеей. Внимание человека станет проникать в новые, ранее не доступные для понимания и осознания области бытия. Не сходя с места, человек откроет для себя новый мир и удивится, как он мог его не замечать раньше. В нашем примере: человек вдруг увидит, сколько интересного, важного и нужного он пропустил, нежась по утрам в постели. В результате расфиксирования происходит расширение границ пространства человека, он повышает свой уровень осознания, в соответствии с которым формирует новую точку зрения. Новая точка осознания становится новой «точкой отсчета», из которой затем происходит пересмотр всей жизни. При этом человек начнет радостно (или грустно) восклицать: «Теперь, я все понял!». В нашем примере: человек осознает, что количество огурцов и критические дни Юпитера никак не влияют на его жизнь, и что он подстраивал свою жизнь под возможность спать по утрам – не заводил собаку, так как с ней нужно было гулять утрам; добровольно несколько раз отказывался от выгодных предложений сменить место работы, так как в этом случае нужно было бы на час раньше вставать; ненавидел своего соседа, так как тот по утрам заводил под окном машину и мешал спать. Список «открытий» может быть очень длинным. Просматривая его, человек проясняет для себя ситуации, в которых удерживалось его внимание и разрушает автоматические контуры, обслуживавшие фиксированную идею. В результате он возвращает себе способность действовать произвольно и осознанно.
В обычной жизни, без соответствующего навыка, самостоятельно обнаружить фиксацию достаточно сложно, так как для этого необходимо целостное видение пространства, в котором находится фиксированная идея. Целостное видение пространства перекрывается самой фиксированной идеей, так как она делит его на осознаваемую и неосознаваемую части. Так же на две половины фиксированная идея разделяет возможности, способности, и ресурсы человека. Одной из этих половин, которая находится в осознаваемой части пространства, человек может произвольно пользоваться, а другой – нет. То есть фиксированная идея ограничивает свободный доступ человека в собственное пространство к собственным ресурсам, возможностям и способностям.
Причем подобными «ограничительными» свойствами обладают любые фиксированные идеи, вне зависимости от их содержания. Они разделяют пространство человека на две части – «видимую», в которой разрешены действия согласно фиксированной идее, и «невидимую» в которой законсервированы ресурсы, возможности и способности человека, позволяющие ему произвольно действовать и осознанно принимать решения в блокируемой идеей области бытия.
Любая фиксированная идея — позитивного, негативного, или нейтрально характера является основой неразрешимых проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Кстати одним из признаков того, что действиями человека руководят фиксированные идеи, является то, что некоторые проблемы своей жизни он расценивает как неразрешимые.
Если расфиксирование фиксированной идеи происходит не в ходе процессинга, а случайно, в обычной жизни, то очень часто человек оказывается к этому не готов. Лишившись идеи, человек чувствует себя так, как будто его обокрали, отняли самое ценное, без чего дальнейшая жизнь становится менее интересной и утрачивает смысл. Он ощущает пустоту вокруг себя и внутри себя. Подобная реакция объясняется тем, что вместе с фиксированной идеей исчезает огромное количество фиксированных игр и состояний, предопределяемых идеей, к которым человек привык, с которыми «сросся», и которые он привык считать частью себя.
Расфиксирование идеи делает пространство, в котором человек «жил» до этого, больше – открываются новые горизонты и возможности. Однако для того, чтобы воспользоваться высвободившимся потенциалом, человек должен быть готов измениться сам и впустить изменения в свою жизнь. В противном случае, он осознанно возвращает фиксацию на прежнее место и продолжает жить «под колпаком», с упорством заезженной пластинки продолжая воссоздавать прежние неразрешимые проблемы.
Существует достаточное количество способов, позволяющих выявить и обработать фиксированные идеи. Фильберт, Фанч, Кен Оген, Рон Хаббард, Странник, Стивенсон, А.Уолтер, А.В.Усачев уделяют процессу расфиксирования идей самое пристальное внимание. Вы можете воспользоваться любой из предлагаемых этими авторами методик.
Расфиксирование является одним из основных инструментов в процессинге, поэтому навыки по расфиксированию должны быть доведены до совершенства и «автоматизма».
Е.А.Джус
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.